Арифметику клева познать вроде бы нетрудно. Изучил тропы рыб и тут же вычислил, где уловистые места. Но подводные обитатели начинают капризничать: то корм им не нравится, то снасть, то методы ужения, то они вообще будто бы исчезают. И рыболовы начинают вспоминать. Если сазан, карась, линь перестают кормиться, то будет наверняка похолодание. Да и жор щуки и окуня ослабел. Каждый знает десятки случаев, когда именно так и было. И иные начинают укладывать снасти.
А вот многоопытные рыболовы не собираются домой. Они перебираются в затишек под крутым берегом, где течение омывает мысок или кочку с растительностью, и разбрасывают там подкормку. И вскоре начинаются поклевки. Берут окунь, красноперка, плотва. Правда, не очень крупные, но все же трофеи приличные.
Перед непогодой берет и уклейка. В это время у насекомых от влажного воздуха тяжелеют крылья, и они летают совсем близко от воды. Уклейки выпрыгивают над ее поверхностью, обрызгивают насекомых, и те падают в реку, становясь добычей рыбы.
Не всегда виноват северный ветер. Действительно, когда он дует, то случается, что нет клева. Но основная причина в ином. Несколько дней стояла дождливая, ветреная погода. Наконец-то вышло солнце. Утро радует глаз, рыба же не берет самую соблазнительную насадку. А все дело в том, что давление по-прежнему растет. Подводные обитатели такие перепады тяжело переносят. Но к вечеру перестали беспокоиться вьюны и пиявки — эти живые барометры, подали голос лягушки. Стрелка барометра застыла. Можно спешить на берег: ужение будет удачным, хотя северный ветер все-таки дует. Пусть и ослаб, но он есть. Рыба же берет отлично.
Снова требуется алгебра, учет многих данных, а не простое сложение или вычитание.
И вообще влияние опосредованное у ветра в любом случае. Оно заметно, если температура воздуха, а затем и воды повышается или понижается. Зимой же бывалые удильщики вполне разумно не считаются с ветродуем, так как температура в реке у дна остается постоянной (около четырех градусов тепла). Естественное желание удильщика укрыться от пронизывающей насквозь поземки. Можно сделать укрытие на самом сильном ветродуе из снега или поставить палатку. И стоические усилия будут вознаграждены.
Так что ветер (в том числе и северный) не всегда ухудшает клев. Тем не менее из одной книжки в другую перекочевывает утверждение, что „влияние ветра на клев рыбы зимой даже усиливается». Да, бывает и так, но это скорее не правило, а исключение.
Летом из-за ветра на реке поднимается волна. Она не дает возможности замечать поклевок. Но это уже дело техники рыболова. Стоит заменить поплавок (например, из гусиного пера, поставить, окрасить верхушку поплавка в яркий, лучше в оранжевый цвет), и волнения на воде будут не помехой, а дадут возможность удить весь день и возвратиться домой с хорошим уловом. Ведь рыба при волне ведет себя смело, берет насадку без всякой осторожности.
Беда в атмосферном давлении? Когда нет клева и никакие ухищрения удильщика не помогают, вспоминают об атмосферном давлении. Да, сколько раз происходило так, что наше невезение было тогда, когда происходил быстрый подъем давления или падение его. Если же оно было устойчивым, то это приносило удачу. Скачет несколько дней стрелка барометра в разные стороны — жди после этого бесклевья.
Почти стало аксиомой, что резкие перепады давления в ту или иную сторону вызывают дискомфорт у рыб. Они чувствуют себя угнетенно, поэтому аппетит у них пропадает. Но ведь стрелка барометра стоит неподвижно очень редко.
Авторы: А.В. Аникеев, В.А. Малишевский