Нашел в сети подробное руководство по ременту лодки из ПВХ. Оказалось, то, как делали мы с кумом, было неправильно. Думаю, людям тоже будет полезно почитать.
Материал PVC (поливинилхлорид), из которого изготавливается в настоящее время большинство надувных моторных лодок, весьма неприхотлив в эксплуатации и достаточно прост в ремонте.
Хранить лодки из PVC можно практически в любых условиях при температуре от +70 до -40Сº. Зимой – в теплом гараже или на холодном балконе, без какой-либо специальной подготовки на консервацию. Желательно только перед этим вымыть и высушить судно. При размещении лодки на хранение необходимо принимать во внимание, что материал PVC очень «нравится» крысам. Поэтому лодку в местах потенциального обитания крыс или мышей лучше не оставлять.
Еще одним важным условием для хранения лодки в условиях отрицательных температур являет то, что сумку с упакованной в ней лодкой нельзя постоянно перемещать с места на место, да и вообще лучше ее не трогать.
Если возникла необходимость в ремонте, а «под рукой» сервисного центра нет и быть не может, то не расстраивайтесь – ничего страшного на самом деле не произошло. Материал PVC хорошо поддается ремонту в полевых условиях, даже на воде. Хотя, безусловно, ремонт лодки лучше производить в «гаражных» условиях, основательно и с запасом времени на то, чтобы клей полностью высох.
Для полной полимеризации клея необходимо около 3-х суток, хотя склеенной надувной лодкой можно пользоваться уже через 24 часа.
В том случае, если порез произошел на воде, то заклеить его можно в течение часа. Однако наспех изготовленная «латка» не прослужит долго, и поэтому после возвращения домой такой «ремонт» нужно обязательно переделать.
Для того чтобы эффективно справиться с порезами, проколами и прочими повреждениями надувных элементов лодки Вам потребуется:
- Ремкомплект, который Вы получили вместе с лодкой при покупке.
- Ножницы.
- Валик, либо металлическая пластина.
- Фен (лучше строительный, но можно на время одолжить и у жены).
- Карандаш.
- Кисточка.
- Растворитель «646».
В полевых же условиях Вы можете обойтись только одним ремкомплектом, ножом и зажигалкой.
Устраняем прокол (прожиг)
Дело обычное. Крючком зацепились за борт, случайно ткнули ножом в баллон, случайно использовали борт лодки как пепельницу. Повреждение в данном случае небольшое, от нескольких микрон до 3-х сантиметров, поэтому будем действовать так:
— Вырежьте заплатку из полоски материала нужного цвета, входящего в ремкомплект. Заплатка может быть любой формы, но лучше, если она будет круглой или овальной. В полевых условиях можно просто срезать углы с прямоугольной заготовки. Диаметр или максимальная длина заплатки должны быть на 3-5см больше длины пореза.
— Аккуратно расправьте пострадавший участок баллона на ровной поверхности. Если таковая отсутствует, то подложите под место пореза доску или пайол лодки.
— Очистите место склейки от грязи и обезжирьте его растворителем. Можно также использовать ацетон или, на худой конец, в полевых условиях – спирт. Не советую зачищать материал наждачной бумагой – этим можно только навредить.
— Наложите заплатку на порез и обрисуйте место склейки карандашом.
— С помощью кисточки равномерно, тонким слоем нанесите клей на обе склеиваемые поверхности. Дайте клею высохнуть.
— Через 10 — 15 минут повторите эту же процедуру и, снова оставьте клей высыхать.
— По истечении 5 минут можно начинать собственно саму склейку. Пять минут – время условное. Оно зависит от температуры окружающей среды, от времени хранения клея и даже от влажности. Поэтому для проведения этой операции не стоит пользоваться секундомером. Прикоснитесь к клею – он должен подсохнуть, но слегка прилипать.
— Для «активизации» клея участок склейки и заплатку нужно нагреть. Для этого можно воспользоваться феном или зажигалкой. Помните, что место склейки нужно нагреть, а не поджечь! Проводить эту операцию необходимо достаточно расторопно, чтобы клей за это время не высох.
— Теперь склеиваемые поверхности необходимо наложить одна на другую так, чтобы под заплаткой не оставалось пузырьков воздуха, и хорошенько прокатать твердым валиком. Если такового под рукой нет, то можно использовать любые подручные средства: рукоятку ножа, ручку от мясорубки и т.д.
— Не сгибая материал в месте склейки, аккуратно сложите лодку и оставьте высыхать минимум на сутки.
Рваные дыры, порезы длиной более 5см
Ремонтируются аналогично ранее описанному способу, с той лишь разницей, что в первом случае нам было достаточно установить заплатку только с одной стороны. При больших порезах необходимо устанавливать две заплатки, как с внешней, так и с внутренней стороны (изнутри).
Порядок ремонта остается прежним:
- Нужно вырезать две овальные заплатки (желательно одного размера).
- Подготовить место склейки, аккуратно расправить баллоны и обезжирить поврежденное место растворителем.
- Обрисовать внешнюю заплатку на месте склейки.
- Описанным ранее способом приклейте сначала заплатку изнутри, а затем снаружи.
В случае «атаки» крыс и при наличии рваного отверстия диаметром более 1-2см можно сделать две внешние заплатки, а именно: выполнив первые 4-е пункта, вырезать еще одну заплатку большего размера, чем первая (на 2см и более). Приклейте ее поверх первой, уже ранее приклеенной заплатки.
Ремкомплект лодки рассчитан на устранение порезов длиной до 15 см. Предполагается, что повреждения большей длины уже должны ремонтироваться только в сервисных центрах.
Порез на днище
Виной этому, как правило, становятся прутья арматуры, которые зачастую попадаются на наших водоемах в самых непредсказуемых местах. Порезы на днище достаточно специфичны. В основном, это рваные и сложные по контуру повреждения.
Для их ремонта необходимы две заплатки с внешней и внутренней стороны. Перед склеиванием порванные поверхности предварительно сшиваются «суровыми» нитками. Все операции по склеиванию производятся аналогичным описанному выше способом.
Замена неисправного клапана
Большинство случаев выхода из строя клапана связано с механическим воздействием. Ваша лодка после рыбалки сдута. Друзья помогают Вам собрать пайолы. И случайно кто-то наступает на клапан, под которым с другой стороны находится камень. Треск, в такой ситуации, наверное, вряд ли кто услышит…
Для того чтобы заменить клапан, Вам потребуется специальный ключ. Не советую «выковыривать» клапан подручными средствами – так его можно повредить, и тогда Вам потребуется втрое больше усилий и времени, чтобы его извлечь.
Если «фирменного» ключа у Вас нет, то его можно сделать самому. Для этого Вам потребуется металлическая либо изготовленная из твердого пластика трубка диаметром от 13 до 20мм и лобзик, которым нужно будет выпилить «зубья» для контакта с внутренней поверхностью клапана. Сверху можно сделать небольшое цилиндрическое отверстие, куда впоследствии помещается «вороток».
Итак, все готово! Баллоны лодки должны быть спущены. Через материал нащупайте и крепко сожмите в руке ответную часть клапана, так называемый «стакан».
Ключом выкрутите корпус клапана из «стакана». Бывают случаи, когда в результате долговременной эксплуатации клапан «закисает» и не выкручивается из «стакана». В таком случае можно воспользоваться автомобильным спреем «жидкий ключ».
Прежде чем вставлять новый клапан, нелишним будет осмотреть неисправный. Иногда его достаточно просто продуть и промыть в мыльном растворе, а «залипшую» пружину клапана смазать небольшим количеством солидола.
Если Ваш старый клапан не поддается реанимации, то замените его новым.
Придерживая ответную часть клапана («стакан») рукой, вкрутите новый клапан с помощью ключа. Не переусердствуйте! Новый клапан необходимо закрутить достаточно плотно, но не «намертво»! Во-первых, возможно его придется когда-либо отвернуть, а во-вторых, чрезмерное усилие затяжки может запросто привести к поломке клапана или ключа.
Накачайте баллон и с помощью мыльного раствора проверьте герметичность соединения. Если из-под клапана травит воздух, то «дожмите» клапан ключом.
Удачных Вам путешествий!