Было бы неправильно говорить, что шарикоподшипники лишними не бывают. Бывают, если стоят там, где они не нужны, и только утяжеляют конструкцию. Да еще, если они сомнительного качества… Но есть узлы, куда высококачественный и грамотно установленный шарикоподшипник прямо-таки сам напрашивается, и это видно любому мало-мальски разбирающемуся в катушках рыболову, а не только одним конструкторам.
В массовом сознании количество шарикоподшипников (именно количество, а не схема их расстановки) в катушке всегда играла важнейшую роль. В последние годы потребитель стал обращать на «шарики» поменьше внимания, но все же их символическое значение еще очень и очень велико. Косвенным свидетельством такого положения вещей является политика ведущего производителя катушек — Shimano Inc. — распределяющего шарикоподшипники по своим катушкам в строгом соответствии с положением той или иной модели на иерархической лестнице. Катушке подешевле положено, допустим, четыре шарикоподшипника, и ни в коем случае не пять, — и плавать на то, что этот пятый там очень кому-то нужен.
С появлением у Shimano концепции X-SHIP во многие катушки добавился дополнительный шарикоподшипник, устанавливаемый в заднюю опору вала ведомой шестерни главной передачи. В сериях японского рынка просто стало на один шарикоподшипник больше. Если в модели «08 Twin Power» было восемь «шариков», то в «11 Twin Power» их стало девять. В «08 Biomaster» пять «шариков», а в «11 Biomaster» — шесть.
Схема расстановки осталась прежней, просто добавился «шарик» в опору. Неизменной осталась и разница в три шарикоподшипника, символизирующая «пропасть» между сериями. И хотя в новом «Биомастере» подшпульный узел стал, как у «Твин-пауэра», там стоит не шарик, а втулка: «шарик» не положен по статусу!
Иная ситуация на европейском рынке. Здесь Shimano придерживается status quo и действует закон сохранения «шариков»: если в одном месте «шарик» появляется, то из другого места он непременно исчезает; «шарики» не могут появляться ниоткуда!
«Biomaster FB», аналог японского 11-го, на европейском рынке сменил модель «Twin Power FC» (которая являлась производной от японского «08 Biomaster»). Согласно закону сохранения «шариков», у новой катушки «шариков» должно быть ровно столько, сколько было у старой, а именно — семь. Но по концепции X-SHIP один «шарик» добавляется в опору шестерни. Следовательно, один шарик надо откуда-то изъять. Кроме того, в подшпульный узел FB решили поставить шарик, как у японского «твина». Теперь уже два шарика надо изымать. Изъяли — один сняли с «бесконечного винта», другой — с оси рукоятки (там было два, а остался один). 7+2–2=7. Закон сохранения в действии!
На европейские «страдики» тоже распространили концепцию X-SHIP. Значит, и здесь нужен «шарик» на шестерне. А «Страдику» всего-то положено четыре шарика. Ой-ой! Откуда убирать? Убрали из ролика лесоукладывателя. Было четыре, и стало четыре. А как же иначе?! Закон есть закон.
Такие они вот шутники, господа из Shimano.
автор: В.А. с сайта norstream.ru